Как я снимаю в театре


Со сцены в любом театре я снимаю только рекламный материал. Я никогда не ставлю перед собой цель задокументировать происходящее на сцене или перессказать сюжет, считаю это бесполезным и глупым занятием. Средства выражения у фотоматериала не идут ни в какое сравнение с возможностями самой сцены и потому единственный шанс получить весь спектр эмоций - это прийти в театр. Вот для того чтобы зритель пришел в театр, я и снимаю спектакли.

Чем отличается рекламный материал от того же репортажного? Отличается индивидуальным, авторским подходом к каждой картинке. Вы не получите от меня 400 фотографий со спектакля, снятых с одного места, из которых вы с трудом выберите для работы 3 штуки. Я отдам 20-30 картинок с прогона, но каждую из них можно будет использовать по назначению.

Условия съемки. Для того чтобы качественно снять новый спектакль я приду на прогон/репетицию с целью его выучить, определиться с наиболее выгодными ракурсами для съемки конкретных сцен и с самими сценами, которые следует снимать. Подготовлю зал для съемки (расставлю столы или стремянки), оговорю возможность выхода на авансцену и т.п. По этой причине я не снимаю на пресс-показах. Для съемки нового спектакля мне требуется минимум один генеральный прогон (full dress). Съемка также может производиться из зала при зрителях, для этого у меня в наличии полностью бесшумная фотоаппаратура. Такая съемка обычно требуется для добора съемочного материала, например адресных изображений, которые во время ракурсной съемки я физически не успеваю сделать. Ракурсная съемка (с авансцены) наиболее выразительная. Именно она вам нравится в моем портфолио. Адресная - это открытки для сценографа и набор заявочных планов для публикаций в СМИ (снимается из зала, обычно из центрального прохода). Также имеется портретный режим съемки, когда отдельный показ тратится на съемку эмоциональной работы актеров, акцентов на костюмы и элементы декорации. Эти приемы варьируются в разных сочетаниях в зависимости от технических возможностей постановки и ее художественной части, подбираются индивидуально. Кроме этого существуют и другие варианты съемки рекламного материала, на описание которых я не буду сейчас тратить время. Есть особенности подхода и для съемки уже идущих спектаклей. Все они направлены на то, чтобы минимизировать расходы. Есть и непреодолимые факторы. В любом случае подход всегда персональный, но для этого вам надо мне все рассказать и показать.

Работа с фотоматериалом. Рекламный материал допускает все виды художественного вмешательства в изображение. Считаю, что со сценическим материалом можно и нужно врать. Приукрашивать и фантазировать. Прежде всего, потому что сценическая фотография самый неблагодарный фотографический жанр для самого фотографа. Фотография со сцены никогда не участвует в серьезных фотоконкурсах и выставках, ее не покупают музеи. Точнее так. Ее покупают музеи, когда сценическая фотография со временем приобретает то чего она лишена в начале своего рождения - документальность. А до тех пор пока она не стала ценным документальным свидетельством она способна «прожить» только до третьего звонка. Поэтому высокие художественные требования рекламного материала в какой-то степени способны продлить ее настоящее существование и гарантированно повысить архивную ценность. Короче, я подвергаю изображение со сцены значительной ретуши. И речь не только об элементарном удалении меток и царапин на планшете, проводов и световых приборов в технических зонах, микрофонов у актеров и даже не о чистке блестящих шляпок гвоздей в декорации. Это я считаю просто хорошим тоном для профессионала. Речь о возможностях коллажирования и глубокой стилизации. Но! Стилизация это не условие, а только возможность к которой можно прибегать дружа с головой и постановщиками. Только так. Я умею обходиться и без нее. Примером этого служит весь мой десятилетний опыт работы со Stage Entertainment. Там никакой стилизации никогда не было! Это лицензионный продукт, который делается по жестким референсам. Меня на каждый проект отдельно сертифицировали (Disney, Littlestar, RUG...).

Ниже примеры с комментариями.


До и после обработки (двигайте слайдер).

Мюзикл "Обыкновенное чудо" 2010. Постановка - И.Поповски. Свет - Г.Фильштинский. Сценография - Л.Ломакина. Костюмы - В. Воля, О.Тумакова. Сцена превращения Медведя в медведя. Очень сложная сцена для передачи объемного светового рисунка для фотокамер того времени. Снято с недодержкой по экспозиции для последующего редактирования. Мои исходники очень сложно обрабатывать сторонним ретушерам, без представления тех.особенностей они могут посчитать их браком. Поэтому я не предоставляю свой фотоматериал со сцены для сторонней обработки.



Театр им. Пушкина. "Женитьба Фигаро". Постановка - Е.Писарев. Свет - Д.Исмагилов. Сценография - З.Марголин. Костюмы - Л.Алексеев. Хореография - Альберт Альбертс. 2014. Обработка под акварель. Многоуровневая декорация, из-за этого практическое отсутствие возможности ракурсной съемки (долбить в ноздри с первого ряда я не умею), пришлось почти весь спектакль снимать с балкона и выкручиваться (оригинальничать) пограничной обработкой.



Театр на Таганке. "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит". 2017. Постановка - А.Франдетти. Свет - И.Виноградов. Сценография - Е. Терехов. Костюмы - А.Пугашкина. Хореография - И.Кашуба. Особенностью съемки этого спектакля была т.н. иммерсивность действия, когда сценография постановки делает зрителей участниками процесса. Т.е. спектакль можно было снять только со зрителем, а это ограничивает выбор наиболее выгодных ракурсов и лишает возможности правки по свету. А здесь они были нужны как никогда, потому что темой спектакля были всяческие кровавые события и присутствовало много заливного красного света - камера работала на грани.



Свердловский театр музыкальной комедии. Мюзикл "Казанова". 2018. Постановка - А.Франдетти. Свет - И.Виноградов. Сценография - Т.Рябушинский. Костюмы - В.Севрюкова. Хореография - И.Кашуба. Один из самых простых технических приемов для фотосъемки темных сцен это занизить экспозицию, т.е. сделать еще темнее (!), это позволяет уменьшить значение ISO и как следствие увеличить динамический диапазон (регистацию цвета). Я технарь - максимально использую аппаратные возможности своей техники. Этот кадр сделан с левого края авансцены, точнее с моста над оркестровой ямой, который мне оставили постановщики. С этого ракурса зритель не увидет сцену никогда. Подо мной сидела скрипичная группа оркестра. Это генеральный прогон. Текст о заинтересованности постановщиков в результате фотосъемки.



Театр им.Пушкина. "Влюбленный Шекспир". Постановка - Е.Писарев. Свет - Д.Исмагилов. Сценография - З.Марголин. Костюмы - В.Севрюкова. Хореография - Альберт Альбертс, Александра Конникова. 2018. ...В могилу? Нет, в сияющий чертог. Среди него покоится Джульетта и наполняет светом этот склеп... Фотография - это светопись. Художник по свету - это тот человек от которого зависит сколько я проведу времени за компьютером. Мне несказано везет, я работаю с отличными профессионалами: Александр Сиваев, Иван Виноградов, Глеб Фильштинский, Нарек Туманян. А Дамир Исмагилов среди них - бог. Здесь я нарисовал лучик, да. Но баланс по яркости я не трогал. У Дамира всегда идеально сбалансированный свет. Не только во всем сете, но и на локальных участках. Я не понимаю как он этого добивается - это фантастическая работа.



Stage Entertainment Russia. Мюзикл "Поющие под дождем". 2015. Здесь маркетинговая служба попросила убрать окно, которое мешало размещению надписей для плакатного исполнения. И кроме этого имея большой опыт работы в препрессе я всегда готовлю изображения с учетом лучших возможностей для печати (здесь смещение синей составляющей в cyan).



Театр им.Пушкина. "Апельсины и лимоны". Постановка - Е.Писарев. Свет - А.Сиваев. Сценография - З.Марголин. Костюмы - В.Севрюкова. Хореография - Альберт Альбертс. 2017. Стилизация всей съемки спектакля под картины Рене Магритта. Коллажирование предметов на сцене для лучшего композиционного решения в кадре. Удаление "лишних" элементов, дорисовка (нога героя), удаление страховочного ограждения. Эти перила требование по технике безопастности, которыми театр обложен со всех сторон. Я их стер и у режиссера со сценографом маленькая, но радость. И стирал я их во всей съемке спектакля (около 70 кадров). "Лишний" фонарик на перднем плане, он "лишний" только для этих снимков, для этого кадрирования. Для всего масштаба сцены они работают безупречно. Умение сценографа (Зиновия Марголина) принимать эти фотографические условности бесценны.



Театр мюзикла. Мюзикл "Преступление и наказание". Постановка - А.Кончаловского. Свет - М.Ганнинг. Сценография - М.Дилли. Костюмы - Т.Эшба. Здесь замена персонажа на более удачную фазу движения (из соседнего кадра), удаление головы дирижера и дорисовка ноги героини. Плюс fx с кровью. Вообще съемка этого спектакля была невероятно фотошопной. "Грязная рампа": световые приборы, палки, мониторы... Ноги актеров срезаны постоянно. Для меня это не допустимо. Я помню даже дорисовывал колесики у каких-то тележек, которыми пользовались персонажи на сцене.

И в заключении.

Театр МДМ. "Шоу, которое пошло не так". 2018. Такую фазовку движения в принципе невозможно поймать. Но можно знать что это действие произойдет и снять его серией кадров для последующего коллажирования. Здесь использованы четыре кадра. Театр МДМ наследует лучшие традиции бродвейских постановок. У меня было три прогона за один день для фотосъемки. Со всеми составами. Семь (!) предпремьерных превью. Не говоря о том, что я могу прийти в любой день, чтобы что-то доснять/доловить. Т.е. поощрение и поддержка творческой инициативы - always full access.


Здесь примеры процесса стандартной ретуши - 20-30 минут ускорены до 3-х.

Мюзикл "Суини Тодд"

Мюзикл "Суини Тодд"

Спектакль "Школа жён"



Организационные условия и замечания.

1. Стоимость моих услуг учитывает время, проведенное за компьютером.

2. Я обрабатываю только свои картинки и не предоставляю исходники для вашей обработки.

3. Технический отбор съемки всегда за мной. Творческий - по выбору. Чаще всего и его мне полностью доверяют.

4. Самозанятый.


Это были примеры, иллюстрирующие мой подход для фотосъемки СЦЕНЫ.

В завершение позволю себе поделиться советом, как лучше выбирать театрального фотографа...

Всегда сначала посмотрите на его работы в кулисах и с репетиций! Эти съемки никогда не скованы требованиями заказчика. Они должны быть сильнее сценических: именно они могут быть достойными фотоконкурсов и выставок. Потому что в кадре люди, а не выдуманные герои. И еще. Раскрасить картинку со сцены может кто угодно ...даже не фотограф. Я, например, перед тем как стать проф.фотографом занимался постановкой спецэффектов для кино.



Ниже у картинок движок сайта при переносе покоцал кириллицу в подписях. Простите. Исправлю потихоньку. Это сложно(